Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми (а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.
Рисование и раскрашивание картинок - хорошее упражнения для развития мелкой моторики.
Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.
Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
Изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Переборка круп - насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.
Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Попросите ребенка искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными
Мамочку очень свою я люблю,
Ей я корзинку на праздник дарю,
Пусть она в корзинку кладет что ей не лень,
И меня обнимет мамочка скорей
Все эти интересные задания и занятия используются на нашем логопункте. И такой замечательный праздник как 8 марта не остался в стороне от логопункта. Учитель – логопед Королёва Оксана Валерьевна вместе с детьми старшей группы мастерили из бумажных полосок корзинки. Развивали мелкую моторику, правильную речь и эмоциональный настрой ребёнка перед праздником.